arassamakhin (arassamakhin) wrote,
arassamakhin

Минск - старый город

Наверное, слова «старый город» надо было взять в кавычки… Но это как посмотреть. Тут ситуация похожая на Варшаву. Я уже рассказывал как-то про «старый город» в Варшаве. Война не оставила камня на камне от древних построек и практически все пришлось строить заново по сохранившимся чертежам и фотографиям. Восстановление исторических кварталов в Минске начали критиковать еще в советские времена. Восстановление продолжилось и в наши дни, и критика также продолжилась. Союз архитекторов Республики Беларусь на одной из восстановленных улиц поставил памятник, полный горького сарказма: чугунное ядро, каким разбивают ветхие дома. Я не осмелюсь спорить с архитектурными авторитетами, но скажу только: мне «новоделы» настроения не испортили. На мой взгляд, в лабиринтах улочек Троицкого предместья, на уютных площадях Верхнего города есть особенная атмосфера совершенно незнакомого мне доселе Минска. В Белоруссии и Минске я в детстве бывал много раз, там жили наши родственники. С детских лет Минск запомнился широкими проспектами, пронизанными светом парковыми аллеями и просторными монументальными площадями. Все это осталось и в репортаже тоже немного будет. А старый город, все-таки, завораживает…
Собор Сошествия Святого Духа (православный) в Верхнем городе.

2. На этом месте были установлены весы – «официальный торговый инструмент» городского рынка.

3. Собственно, почему местом назначения этой короткой поездки на выходные была выбрана именно столица Белоруссии? Первое: давненько я там не был. Второе: некоторое время назад мне попалась на глаза реклама, что Белавиа начали летать из аэропорта Жуковский, причем по два регулярных рейса в день. Стоит недорого – 70 с чем-то Евро туда-обратно. То есть, из дома вызываю такси (маршрутка будет долго петлять по городу), спускаюсь на лифте и через 15 минут, собрав все светофоры, уже стою у стойки регистрации в терминале. А еще через три с небольшим часа уже оглядываюсь на привокзальной площади Минска, соображаю, что делать дальше. Обедать рано, в гостиницу заселяться тем более. Пойду для начала в Исторический музей, тем более он недалеко от вокзала, а погода что-то не очень... Музей довольно интересный, но я там не фотографировал.
Потом посетил очень любопытный небольшой музей «Страна Мини» на Октябрьской площади. Там собраны макеты наиболее интересных архитектурно-исторических объектов Республики Беларусь. Советую посетить, особенно с детьми.

14. Поскольку целью короткого визита в Минск был осмотр именно старого города, то и гостиница была выбрана именно там. Отель «Монастырский» на территории бывшего Бернардинского монастыря. Монашеский орден Бернардинцев – ответвление католического ордена Францисканцев на территории средневековой Польши и Беларуси.

15. Отель хороший, несколько дороговат, но в принципе стоит того. Есть только одна особенность: стиль отреставрированного и перестроенного внутри под гостиницу католического монастыря. Мне, в общем-то, понравилось, показалось стильным и оригинальным. Только вот, возвращаясь поздно вечером из бара по длинной системе лестниц, переходов и коридоров, скупо освещенных коваными стилизованными светильниками, становилось не по себе :) Выглядело это примерно так:

16. Это я еще днем снимал. Гулкий коридор пустынной гостиницы, мощеный каменными плитами… Открываешь карточкой номер, быстро затворяешь дверь… Я в домике :) Такая вот «готика».

17. Теперь пойдем гулять по Верхнему городу, историческое название «Высокий рынок». Вот карта старого Минска, чтобы было понятно.

19. Желтое здание в центре – бывший монастырь Бернардинцев, где я жил.

20. В конце улицы видна башня городской Ратуши.

27. Виды с моста через Свислочь.

29. Это я уже по мосту перешел в Троицкое предместье – небольшую группу кварталов, которую начинали практически полностью заново строить еще при позднем СССР. Другое название – Троицкая гора.

33. А дальше, на другом берегу реки – новые деловые районы Минска.

34. Троицкое предместье вечером, вид от метро Немига.

35. И все-таки немного «традиционного» Минска.
Такое знаковое место, как Плошча Перамогi (Площадь Победы) посетить надо обязательно. Знаете, что греха таить, уже где-то в конце 70-х – начале 80-х празднование Дня Победы у нас начало носить несколько «официозный» характер. Помню, как нас, школьников, в парадной форме строили возле Вечного огня в Жуковском, где проходил митинг. Не, мы умом понимали всю важность данного мероприятия, но весна же юная кругом… Невольно начинаешь переминаться с ноги на ногу. И вот мы как-то попали в Минск как раз 9 мая где-то уже в разгаре перестройки. И тут я начал понимать, что это означает и как чувствуют этот день люди, по земле которых война прокатилась сокрушающим катком два раза. Весь проспект и вся площадь были запружены людьми, женщинами в черных платках. Возле обелиска росла гора цветов выше человеческого роста. Все шли молча, медленно, с красными от слез глазами. Это запомнилось.

36. Здание цирка. Здесь я в детстве был на представлении, где выступал Леонид Енгибаров. Я даже помню, как он катался на одноколесном велосипеде и размахивал зонтиком.

37. Набережная Свислочи

38. Площадь Якуба Коласа. Здесь недалеко, буквально в 10 минутах ходьбы, за Комаровским рынком, мы в 70-х годах останавливались у наших родственников. Я не пошел в ту сторону. Там все перестроили, «точечная застройка» добралась и до Минска, так что от «дворов моего детства» уже почти ничего не осталось.

39. Дворец профсоюзов на Октябрьской площади. Здесь, кстати, находится музей «Страна Мини», в котором я был вчера.

40. Да, еще забыл рассказать про три маленьких музея, расположенных прямо на территории бывшего монастыря, где теперь гостиница в старом городе. Я не буду менять нумерацию кадров, просто представим, что мы вернулись в гостиницу, что-то там забыв.
Отличный археологический музей, открытый буквально несколько недель назад.

44. Какая прелесть: в старинный сундук (копия, скорее всего) встроен сенсорный монитор :)

45. Музей карет и экипажей

47. Музей Минской конки

48. И еще я съездил посмотреть на обновленный Музей Великой Отечественной войны, переехавший на новое место лет 5 назад.

51. Мемориальный зал Победы.

Этим светлым снимком я заканчиваю свою фото-прогулку по старому и современному Минску.